VI Всероссийской съезд работников дошкольного образования состоялся 18 ноября 2020 гда.
Представители образовательных организаций Новокузнецкого городского округа приняли активное участие в работе 3 региональных дискуссионных площадок.
В рамках дискуссионной площадки «ФГОС дошкольного образования: позитивные изменения и трудности реализации» Федорцева Марина Борисовна, канд. пед. наук, и.о. ректора МАОУ ДПО ИПК представила инновационную образовательную среду муниципальной системы образования как ресурс развития дошкольных образовательных организаций в условиях реализации ФГОС.
Новокузнецкое дошкольное образование отличает высокая активность в инновационных проектах. Так, в 5 муниципальных проектах участвует 43 ДОО (25 % от общего количества ДОО). Из них 4 являются сетевыми. И в ходе их реализации обновлены содержательные аспекты дошкольного образования по направлениям: мобильное игровое пространство, ранняя профориентация, STEM-образование, робототехника, бережливые технологии, финансовая грамотность, цифровизация образования.
Результаты сетевого участия в исследовании качества образования позволили приобрести новые компетенции, которые стали основанием для «командного» проектирования программ повышения качества образования в дошкольных образовательных организациях города.
Широк и разнообразен спектр форматов сетевого инновационного взаимодействия: проектный интенсив, образовательный эдутон, методический баттл, баркемп, презентационные и проблемные площадки, методический нон-стоп.
Эффективные практики поддержки разнообразия дошкольного детства на муниципальном уровне подробно представила руководитель городского методического объединения музыкальных руководителей ДОО, музыкальный руководитель МБДОУ № 149 Макеева Ирина Александровна.
Кунтарева Елена Ивановна, старший воспитатель МБДОУ № 246, поделилась опытом многолетнего участия детских садов города в федеральном исследовании качества дошкольного образования, убедительно показала возможности комплексного мониторинга как инструмента фиксации затруднений и проектирования позитивных изменений в дошкольной организации.
Канд. пед. наук, и.о. ректора МАОУ ДПО ИПК Федорцева Марина Борисовна была модератором дискуссионной площадки «Воспитатель будущего: ключевые компетенции и личностные качества».
О вызовах XXI века и о том, как изменится компетентностное поле педагога ДОО высказала свое мнение заместитель заведующего МКДОУ № 225 Литвинова Юлия Александровна.
О формирование воспитателя будущего в условиях профессионального образования сегодня говорила Чертенкова Галина Ивановна, канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольной и специальной педагогики и психологии НФИ КемГУ.
Щелканова Ольга Алексеевна, заведующий МБДОУ № 260 описала организационно-педагогические условия реализации личностного потенциала участников образовательных отношений ДОО.
Якубова Елена Сергеевна, старший воспитатель МБДОУ № 223, раскрыла секреты конструирования игрового пространства поддержки разнообразия дошкольного детства с помощью технологий «говорящие стены», «умный пол», модульно-игровой комплекс «Дети мира». Такое пространство позволит ребенку самостоятельно моделировать игровые ситуации, согласовывать действия со сверстниками, усваивать социально-приемлемые нормы поведения.
Овечкина Наталья Геннадьевна, старший воспитатель МБДОУ № 242, подробно представила возможности ДОО в формировании эмоционального интеллекта как ключевой компетенции воспитателя будущего.
Активным было участие Новокузнецка и в работе дискуссионной площадки «Детский сад в цифровую эпоху: позитивные и негативные стороны развития».
Моисеенко Антон Андреевич, начальник учебно-методического отдела цифровизации образования МАОУ ДПО ИПК описал особенности цифровой трансформации образовательной среды дошкольного образования.
На курсах повышения квалификации в МАОУ ДПО ИПК педагоги включены в процесс проектирования и реализации дистанционного обучения в детском саду. Сиволапова Анастасия Константиновна, методист учебно-методического отдела цифровизации образования МАОУ ДПО ИПК отметила, что организация дистанционного обучения в ДОО позволила выявить ряд затруднений нормативно-правового и программно-методического характера. Разрабатывается концептуально новое Положение об организации дистанционного обучения. Очевидна необходимость обучать педагогов методического онлайн обучения, работе с родителями и детьми в офлайн форматах. Охарактеризованы наиболее популярные платформы и сервисы, темы курсов повышения квалификации.
Елена Ивановна Кунтарева, руководитель городского методического объединения старших воспитателей ДОО города Новокузнецка, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 246», более подробно представила особенности варианты проектирования дистанционного обучения в основной образовательной программе дошкольного образования. Данный формат работы актуален не только во время пандемии, но и при работе с болеющим ребенком, ребенком, которого увезли в отпуск родители.
Первоочередным в развитии цифровой грамотности педагога ДОО является понимание концепции дистанционного обучения, особенностей взаимодействия с участниками образовательных отношений в онлайн и офлайн форматах. Об этом говорила член регионального профессионального методического объединения специалистов дошкольного образования, учитель-логопед № 219 Зырянова Ирина Алексеевна.
Но мы не только спроектировали эту работу. Мы готовы транслировать позитивный опыт по данному вопросу. Панораму IT-идей представили руководитель ГМО воспитателей ДОО, воспитатель МБ ДОУ № 172, Дементьева Елена Ивановна; руководитель ГМО учителей-дефектологов ДОО, учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад № 260», Борзова Наталья Яковлевна.
Благодарю, уважаемые коллеги! Образовательная деятельность должна учитывать особенности современных детей и современного общества, которое характеризуется таким понятием как цифровизация. Организованное цифровое игровое пространство позволяет ребенку самостоятельно моделировать игровые ситуации, согласовывать действия со сверстниками, усваивать социально-приемлемые нормы поведения. Благодаря дистанционному обучению становятся прозрачными границы, сокращаются расстояния. Но, к сожалению, невозможно передать тепло рук, доброту взгляда, теряют силу невербальные воздействия, возможность управлять расстоянием в процессе общения. В этой связи перед педагогами стоит актуальная проблема освоения методики дистанционного и смешанного обучения, отбор оптимальных платформ и сервисом для цифрового поколения, конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в сетевых сообществах.