Выставка «Дар лидерства» памяти Михаила Васильевича Артюхова представлена в народном городском музее образования им. В. К. Демидова, расположенного по адресу ул. Транспортная, 17 в Институте повышения квалификации.
Во все времена – свои герои. Четыре года как нет с нами Михаила Васильевича Артюхова (22.03.1942-09.12.2015) , известного в России талантливого менеджера образования, гордости Кузбасса и новокузнецкого учительства, бывшего председателя Комитета образования и науки администрации г.Новокузнецка, доктора педагогических наук, профессора, Заслуженного учителя школы РСФСР, члена-корреспондента Академии профессионального образования и Международной академии наук профессионального образования, лауреата II Всероссийского конкурса «Лидер в образовании».
Лидерство в понимании Михаила Васильевича - это умение увидеть проблему и найти оптимальные пути ее решения; грамотно сформировать команду единомышленников, обеспечив кадровую стабильность; построить отношения с подчиненными исключительно на основе уважения, доверия и взаимной ответственности.
Перспективной целью деятельности М. В. Артюхова было создание принципиально новой системы муниципального образования, посредством которой потребности ребенка, общества и государства должны реализовываться не отдельными образовательными учреждениями, а их сетью в целом. Управляя такой системой, необходимо было не только контролировать, но и помогать. Михаил Артюхов видел четыре функции органов управления: забота о детях, защита детства, обучение детей и поддержка детства. Благодаря усилиям Михаила Васильевича, в городе Новокузнецке эта цель приобрела вполне реальные очертания. Был создан дифференцированный, открытый, доступный, разветвленный образовательный комплекс, дающий детям возможность получать образование по выбору, в соответствии со способностями и интересами.
Людмила Ивановна Панченко, заместитель председателя Комитета образования и науки:
- Таких масштабных личностей в образовании, как Михаил Васильевич, я больше не встречала. Практик и ученый в одном лице. Прекрасный стратег. Предвидел, какие процессы ожидаемы в образовании. Не боялся новаций, экспериментальной деятельности. Ему верили, за ним шли.
Умел излагать сложные вещи простым и понятным языком. Мог возразить вышестоящему руководству. Не спешил с принятием решений. Взвешенно подходил к решению проблемы. Работу выстраивал с прицелом на результат, чтобы люди понимали, ради чего это делали.
Трудяга, каких поискать – в 7.00 уже принимал директоров у себя в кабинете. Его мнение ценили, к нему прислушивались.
Любил и жизнь, и работу свою. Подчиненным не мешал работать. Знал цену каждого в команде.